анонсы статей

НЕПРЕДСКАЗУЕМАЯ ЭМАЛЬ

Эмальер не может точно знать, какой оттенок будет иметь тот или иной фрагмент работы после обжига. На протяжении столетий появлялись различные техники, позволявшие достичь разнообразных художественных эффектов.
полный текст здесь

LADY IN RED

Черно-серый фон полотен Антонио Тамбурро — суггестия депрессии и психологических срывов, и лишь красное платье героини — то яркое цветовое пятно, на котором можно сосредоточить внимание, зацепить блуждающий взгляд и уплывающее сознание.
полный текст здесь

Культурный тренажер / Книги и журналы / Ярослава ВАНЕЧКА. Фантастика в картинках ФАНТАСТИКА В КАРТИНКАХ

Работами Елены Масловой не оформляются, а дополняются тексты рассказов и повестей в киевском литературном журнале "Реальность фантастики".

полный текст здесь

Культурный тренажер / Книги и журналы / Ксения ВЛАДИМИРОВА. Тайная жизнь натюрморта ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ НАТЮРМОРТА

Киевскую художницу Оксану Стратийчук с полным правом можно назвать признанным мастером офорта в Украине. В ее произведениях человек, растения, животные, предметы гармонично переплетены друг с другом и равновелики в прямом смысле этого слова.

полный текст здесь

ХРАМОВОЕ ДЕЙСТВО В СТЕНАХ МУЗЕЯ

Организаторы выставки «Церковные древности из коллекции Б. и В.Ханенко» (Киев) назвали экспозицию Soli Deo Gloria («Только во Славу Божию»), ведь именно так — S.D.G. — зачастую подписывали средневековые мастера свои произведения.

полный текст здесь

Культурный тренажер / Арт-обзоры / Ксения ВЛАДИМИРОВА. Территория скорби? Зона культуры! ТЕРРИТОРИЯ СКОРБИ? ЗОНА КУЛЬТУРЫ!

"Галерея на территории психиатрической больницы" (Киев) представляет не только работы художников-аутсайдеров — пациентов и экс-пациентов психиатрических клиник, но и регулярно проводит выставки художников с «большой» земли.

полный текст здесь

Культурный тренажер. Интернет-журнал о культуре / Кино и театр / Ганна Черненко. Вертикаль часу ВЕРТИКАЛЬ ЧАСУ

Юрій Косін не просто вміє вибрати вдалий ракурс миті, що запам’ятовується. Фотограф розкриває її багатовимірність. Спробу проникнути в зміст людини-Косіна зробив режисер Артем Сенчило, знявши фільм «Юрій Косін. Архітектор миті».

полный текст здесь

архив арт-обзоров


можна подивитися тут



Повна карта розділів:
Арт: 1 2
Книжки: 1 2 3 4 5 6 7
Кіно та театр: 1 2 3 4 5
Музика: 1
Цікаве: 1
В буквальном смысле плакат

Ксения ВЛАДИМИРОВА, Киев.
Апрель 25, 2005 г., понедельник.

По большей части в нашей культуре слово «плакат» ассоциируется с искусством улицы в ее разнообразных проявлениях — афиши, реклама, с особым явлением — постерами, и с советскими плакатами в стиле журнала «Крокодил». О том, что плакаты бывают тонкими и интеллектуальными, можно убедиться, посмотрев работы французского графика Филиппа Апелуага.

Именно ими открылась «Французская весна в Украине» 2005 года. Художник и преподаватель, он во время своего пребывания в Киеве, делясь опытом с украинскими коллегами, провел несколько пресс-конференций, мастер-классов и лекций. А рассказать ему было о чем. Художник является автором вышедшей в 2001 г. в Швейцарии книге о шрифтовом дизайне «В сердце слова». Апелуаг работал в Музее Орсе (Париж), преподавал в Высшей национальной школе декоративного искусства (Париж), в Школе искусств Cooper Union в Нью-Йорке. С 1997 года он является художественным консультантом Лувра, а с 2003 г. — его арт-директором. В Лувре специально разрабатывают собственные средства визуальной коммуникации с посетителями — таким образом публике определенным образом преподносят классическое наследие. И одна из задач Филиппа Апелуага, по его собственной формулировке, — помочь музею в общении с миром.

Помимо сотрудничества со всемирно известным музеем, в портфолио художника — плакаты к ежегодному празднику книги в Экс-н-Провансе, литературным фестивалям, логотип к году Бразилии во Франции, сайт Французской Академии в Риме (Вилла Медичи) и многое другое. Некоторые из этих работ привезены в Киев и представлены в Музее Русского искусства. Сам факт того, что экспозиция разместилась в стенах «классического» музея, говорит о том, что графический дизайн перестает быть просто уличным искусством, а становится признанным искусством. Хотя, кажется, и для самого автора это пока не привычно: «на выставке мои плакаты смотрятся по-новому».

Основной нерв работ Апелуага — это типографика, экспериментирование со шрифтами и буквами. В его утонченных плакатах нет цветовой и графической напористости, это изысканные и изощренные игры мастера с формой. Одна из работ — «Лувр. Сезон 1997-1998 гг.» разбита на ячейки, в каждой из которых фрагмент лица из картины или скульптуры с улыбкой, которую принято называть, «как у Моны Лизы». Доказательством того, что изобразительная и выразительная сила букв огромна, — плакат с портретом американского писателя Филиппа Рота, проявляющийся из литер. В постере к «Выставке макетов барж» буквы, как подчеркивает автор, «становятся корабликами».

В этом трепетном отношении к начертанию букв, в стремлении показать, что форма литер может нести глубокое послание, Апелуаг напоминает средневековых писцов, японских каллиграфов или ортодоксальных талмудистов, которые знали цену букве и знаку, и для которых опечатка в священном тексте была не типографической оплошностью, а предвещала несчастье.

Кроме плакатов, на выставке в музее Русского искусства можно было увидеть и авторские работы художника. Одна из них — коллаж черно-белых старинных фото, повествующий о неразрывной связи отцов и детей «Живи для нас, живи без нас»: на фоне исчезающих фотографий родителей остается один маленький человечек.

Мы все уже устали жить в мире агрессивной и безвкусной рекламы, навязывающей нам какой-то мессидж, некую информацию, ставящую перед собой цель — убедить, подтолкнуть, спровоцировать. Работы Апелуага — это доказательство тому, что игра букв может быть не менее эффективна, нежели продуманное и выверенное маркетинговое сообщение. Хотя к сожалению, такой утонченный художественный подход сегодня не пользуется большой популярностью. В области маркетинга заказчик рекламы больше доверяет исследованиям, выясняя, что приемлемо для той или иной аудитории. Поэтому сфера влияния фантазии, креативности в рекламе, как считает Филипп Апелуаг, сведена к минимуму — а жаль.

Благодарим "Французский культурный центр в Украине" за фотографии.