анонсы статей

ЭТИКЕТКИ В СТИЛЕ "МОДЕРН"

Рисунки и акварели Альфонса Мухи, переведенные в технику литографии, расходились тысячами экземпляров. Это была роскошь, своей дешевизной доступная всем сословиям общества.
полный текст здесь

ВІД СВІТУ РЕЧЕЙ ДО БРЕНДОВИРОБНИЦТВА

Навесні 1997 року у Сергія Коляди з'явилася графічна робота "Катерина в Нью-Йорку", де головний образ з відомої картини Тараса Шевченка "Катерина" було перенесено на нью-йоркську вулицю кінця двадцятого століття.
полный текст здесь

ЭТИКЕТКИ В СТИЛЕ "МОДЕРН"

Именно Муха создал идеологию рекламы своего времени — где прямым участием, где влиянием имени и таланта. Он написал несколько пособий по дизайну в стиле ар нуво, которые являются настоящим пособием для художников-рекламистов.
полный текст здесь

РИСУНКИ НА УЛИЦЕ

У искусства граффити есть прошлое — наскальные рисунки и надписи на древнегреческих амфорах. И есть настоящее — память в виде граффити, оставленная на Луне американскими астронавтами. Значит, и будущее, несомненно, будет.

полный текст здесь

ФІЛОСОФІЯ Р.Е.П.у

В епоху революційних буревіїв Р.Е.П.івці демонстрували власні плакати на вулицях, агітуючи. Агітувати означає говорити переконливо й натхненно. Нині вони потрохи пристосовують картини до реальності, розмірковуючи та медитуючи.
полный текст здесь

ПРАХ ЗЕМНИЙ

Винайдені людиною на світанку власної історії вироби з глиняного тіста є супутніми своїм творцям повсюди і у будь-який час. Кераміка, фактично, є першим в історії виробом зі штучно виготовленого матеріалу.
полный текст здесь

ДЕНЬ ШЕСТОЙ

Новая выставка «День шестой» украинского художника-философа Матвея Вайсберга открывалась в киевской галерее «Триптих» при свечах. И хотя перебои с электричеством в планы организаторов не входили, теплый живой огонь свечи органично дополнил экспозицию.
полный текст здесь

КОГДА ЗАКАЗЧИК — ИСКУССТВО

Культура — самый придирчивый работодатель. Не назовешь же выставку Леонардо да Винчи: «Клёвая улыбка Моны Лизы». Поэтому опыт немецкой дизайнерской студии Mendell&Oberer, принимающей уже в течение многих лет заказы у культурных проектов, чрезвычайно интересен.
полный текст здесь

НЕПРЕДСКАЗУЕМАЯ ЭМАЛЬ

Эмальер не может точно знать, какой оттенок будет иметь тот или иной фрагмент работы после обжига. На протяжении столетий появлялись различные техники, позволявшие достичь разнообразных художественных эффектов.
полный текст здесь

архив арт-обзоров


можна подивитися тут



Повна карта розділів:
Арт: 1 2
Книжки: 1 2 3 4 5 6 7
Кіно та театр: 1 2 3 4 5
Музика: 1
Цікаве: 1
История в картинках

Анастасия ЧИРОК, Киев.
Июнь 13, 2005 г., понедельник.

Каждая антология, альбом, сборник, рассказывающий о большом отрезке времени, манит, разжигает желание, одурманивает — и обманывает.

Книги, пытающиеся представить в лицах, картинах, историях полвека, а то и целый век, заведомо концептуальны, потому как только идейными сцепами можно удержать в единстве такой огромный материал.

Стержень, выпущенного в свет альбома «Від червоного — до жовто-блакитного+ помаранчеве», — соцреализм ХХ века. Это своего рода апология и анатомия соцреализма, беспристрастно смотреть на который мы начинаем только сейчас, когда он стал достоянием музеев и коллекций. Автор книги — директор галереи L-Art Людмила Березницкая — готовила ее около 10 лет, и вырос 600-страничный альбом из коллекции галереи.

«Проект «Від червоного — до жовто-блакитного+ помаранчеве» — це не тільки колекція образотворчого мистецтва другої половини XX сторіччя. Це радше спроба розповісти про наявність неоднорідних і неоднозначних процесів усередині художнього життя тоталітарної культури та особливостей її проявів за часів «відлиги» й «застою»... Не менш вагомим аспектом нашого дослідження в картинках стала спроба провести порівняльний аналіз маргінальної лінії в мистецтві з панівною і непорушною, тобто соціалістичною, — такова автохарактеритика проекта.

Структура альбома в прямом смысле этого слова откорректирована временем. Задумывалась коллекция как собрание произведений соцреализма — эти картины вошли в раздел «Радянська класична картина та "суворий стиль"». «Соцреалізм не існує без політичного змісту, так само як і політичний зміст в радянські часи мав втілюватися у мистецтві. Що ж до художньої цінності творів соціалістичного стилю, то вони відступають на другий план порівняно з міфотворчою роллю цього феномену в суспільстві», — так определяет мистерийную основу искусства тоталитарного общества Людмила Березницкая, и с ней трудно не согласиться.

Постепенно от главы «Радянська класична картина» отпочковались разделы «Ситуація «нео» і «пост» всередені радянської ідеології» и «Мистецтво в маси: агітаційний плакат, тиражна пластика та народна картина». Первый составили работы художников, творивших в эпоху идеологического искусства, но отличающиеся от мейнстрима камерностью: это пейзажи, пляжные зарисовки, портреты (Вячеслав Мамсиков, Григорий Тишкевич, Юрий Зорко, Алексей Орябинский, Виктор Хоренко, Александр Белов, Иван Чибисов, Петр Васюков и др.).

Раздел «Мистецтво в маси» намеренно противоречив — на его страницах расположились и фарфоровые статуэтки, и плакаты с антивоенными лозунгами, призывами сохранить урожай и даже развивать советскую торговлю, плюс народные картины Марии Приймаченко. Весь этот разноречивый материал объединяет одно — утилитарное, ритуалистическое использование мифологических приемов.

Время вынудило расширять состав книги, ассимилировав наработки перестройки — так сформировались разделы «Пострадянський синдром. Соцарт», «Пострадянський синдром. Нова хвиля». Посмодернистские картины художников «Новой волны» Глеб Вышеславский, Татьяна Гершуни, Олег Голосий, Александр Гнилицкий, Илья Чичкан и др. обильно наполнили каталог.

И последний, непредвиденный виток событий — «оранжевая» революция, задержавшая книгу в печать и вклинившаяся на ее страницы несколькими полотнами группы Р.Э.П. («Револю-ційно-експериментальний простір»): Ксения Гнилицкая, Владимир Кузнецов, Виктор Харкевич, Алевтина Якубенко и другие.

И наконец, глава «Пролог». Задумывалась она как вступление, а смотрится в книге как аристократическое противостояние противоречивому массовому мифу о революционном искусстве ХХ столетия.


Віктор Харкевич, Алевтина Якубенко "Апельсини+Баклажани".
Плакат.
Это подборка дореволюционного и послереволюционного периода украинского искусства (Микола Труш, Александр Мурашко, Йосип Бокшай, Микола Прахов и др.), на котором виден явственный отпечаток европейского влияния и народно-декоративной стилистики. Остатки европейской роскоши составители находят даже в украинском соцреализме, что по их мнению, отличает его от соцреализма российского.

Воздержавшись от оценки теории европейскости украинского искусства ХХ века, мы лучше помечтаем. Например, о книге, которая могла бы называться примерно так «Анатомия украинской революционности ХХ веке», и начиналась бы она разделом работ украинских авангардистов (которые, к сожалению, и это составители подчеркивают, в книгу не вошли). Да, может быть, когда-то выйдет и такая книга, а пока «Від червоного — до жовто-блакитного+ помаранчеве» — уникальный качественно и со вкусом сделанный проект, толкующий историю украинского искусства красиво, тактично и умело, к создателям которого навсегда перешла пальма первенства и лавры первопроходца.