все статьи по теме

• Этикетки в стиле "модерн"
"Модный дизайн" от Альфонса Мухи. Часть 1. Плакат Сары Бернар.
• Этикетки в стиле "модерн"
"Модный дизайн" от Альфонса Мухи. Часть 2. Роскошь, своей дешевизной доступная всем сословиям.
• Этикетки в стиле "модерн"
"Модный дизайн" от Альфонса Мухи. Часть 3. Заключительная.



анонсы статей

ЯПОНСЬКА ОСІНЬ — ПАПЕРОВА

З-поміж інших заходів цьогорічної "Японської осені" виокремлювались дві виставки — каліграфії та орігамі. І хоча перша з них виявилася не суто паперовою, а друга — не суто японською, надзвичайне враження справляють обидві.
полный текст здесь

ВІД СВІТУ РЕЧЕЙ ДО БРЕНДОВИРОБНИЦТВА

Навесні 1997 року у Сергія Коляди з'явилася графічна робота "Катерина в Нью-Йорку", де головний образ з відомої картини Тараса Шевченка "Катерина" було перенесено на нью-йоркську вулицю кінця двадцятого століття.
полный текст здесь

РИСУНКИ НА УЛИЦЕ

У искусства граффити есть прошлое — наскальные рисунки и надписи на древнегреческих амфорах. И есть настоящее — память в виде граффити, оставленная на Луне американскими астронавтами. Значит, и будущее, несомненно, будет.

полный текст здесь

ИСТОРИЯ В КАРТИНКАХ

Стержень, выпущенного в свет альбома «Від червоного — до жовто-блакитного+ помаранчеве», — соцреализм ХХ века. Это своего рода апология и анатомия соцреализма.
полный текст здесь

ПРАХ ЗЕМНИЙ

Винайдені людиною на світанку власної історії вироби з глиняного тіста є супутніми своїм творцям повсюди і у будь-який час. Кераміка, фактично, є першим в історії виробом зі штучно виготовленого матеріалу.
полный текст здесь

ДЕНЬ ШЕСТОЙ

Новая выставка «День шестой» украинского художника-философа Матвея Вайсберга открывалась в киевской галерее «Триптих» при свечах. И хотя перебои с электричеством в планы организаторов не входили, теплый живой огонь свечи органично дополнил экспозицию.
полный текст здесь

КОГДА ЗАКАЗЧИК — ИСКУССТВО

Культура — самый придирчивый работодатель. Не назовешь же выставку Леонардо да Винчи: «Клёвая улыбка Моны Лизы». Поэтому опыт немецкой дизайнерской студии Mendell&Oberer, принимающей уже в течение многих лет заказы у культурных проектов, чрезвычайно интересен.
полный текст здесь

НЕПРЕДСКАЗУЕМАЯ ЭМАЛЬ

Эмальер не может точно знать, какой оттенок будет иметь тот или иной фрагмент работы после обжига. На протяжении столетий появлялись различные техники, позволявшие достичь разнообразных художественных эффектов.
полный текст здесь

LADY IN RED

Черно-серый фон полотен Антонио Тамбурро — суггестия депрессии и психологических срывов, и лишь красное платье героини — то яркое цветовое пятно, на котором можно сосредоточить внимание, зацепить блуждающий взгляд и уплывающее сознание.
полный текст здесь

В БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ ПЛАКАТ

По большей части в нашей культуре слово «плакат» ассоциируется с искусством улицы в ее разнообразных проявлениях — афиши, реклама, с особым явлением — постерами, и с советскими плакатами в стиле журнала «Крокодил». О том, что плакаты бывают тонкими и интеллектуальными, можно убедиться, посмотрев работы французского графика, арт-директора "Лувра" Филиппа Апелуага.
полный текст здесь

ТРИ ТОВАРИЩА

В самом домашнем из всех литературных кафе Киева «Квартира Бабуин» до 4 мая работает выставка работ львовского художника Ростислава Лужецкого.
полный текст здесь

Культурный тренажер / Книги и журналы / Ярослава ВАНЕЧКА. Фантастика в картинках ФАНТАСТИКА В КАРТИНКАХ

Работами Елены Масловой не оформляются, а дополняются тексты рассказов и повестей в киевском литературном журнале "Реальность фантастики".

полный текст здесь

Культурный тренажер / Книги и журналы / Ксения ВЛАДИМИРОВА. Тайная жизнь натюрморта ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ НАТЮРМОРТА

Киевскую художницу Оксану Стратийчук с полным правом можно назвать признанным мастером офорта в Украине. В ее произведениях человек, растения, животные, предметы гармонично переплетены друг с другом и равновелики в прямом смысле этого слова.

полный текст здесь

ХРАМОВОЕ ДЕЙСТВО В СТЕНАХ МУЗЕЯ

Организаторы выставки «Церковные древности из коллекции Б. и В.Ханенко» (Киев) назвали экспозицию Soli Deo Gloria («Только во Славу Божию»), ведь именно так — S.D.G. — зачастую подписывали средневековые мастера свои произведения.

полный текст здесь

Культурный тренажер / Арт-обзоры / Ксения ВЛАДИМИРОВА. Территория скорби? Зона культуры! ТЕРРИТОРИЯ СКОРБИ? ЗОНА КУЛЬТУРЫ!

"Галерея на территории психиатрической больницы" (Киев) представляет не только работы художников-аутсайдеров — пациентов и экс-пациентов психиатрических клиник, но и регулярно проводит выставки художников с «большой» земли.

полный текст здесь

Культурный тренажер. Интернет-журнал о культуре / Кино и театр / Ганна Черненко. Вертикаль часу ВЕРТИКАЛЬ ЧАСУ

Юрій Косін не просто вміє вибрати вдалий ракурс миті, що запам’ятовується. Фотограф розкриває її багатовимірність. Спробу проникнути в зміст людини-Косіна зробив режисер Артем Сенчило, знявши фільм «Юрій Косін. Архітектор миті».

полный текст здесь

архив арт-обзоров


можна подивитися тут



Повна карта розділів:
Арт: 1 2
Книжки: 1 2 3 4 5 6 7
Кіно та театр: 1 2 3 4 5
Музика: 1
Цікаве: 1
Этикетки в стиле "модерн"

"Модный дизайн" от Альфонса Мухи
Часть 2. Роскошь, своей дешевизной доступная всем сословиям.


Елена ЛИСОВСКАЯ, Киев.
Сентябрь 19, 2005 г., понедельник.

Итак, Сара Бернар многое сделала для Мухи, — но и Муха сделал для Сары более чем много: его плакаты изображали актрису, преображенную мрачноватой и дикой магией; такой портрет — больше, чем комплимент; это — мистика и магия, и не случайно Сара Бернар объездила весь мир именно с плакатами Мухи.

Да, Фортуна улыбнулась художнику. Но чтобы этот сюжет стал возможен, необходимы были некоторые условия. Что было особенного во времени, создавшем Муху?

Парижская художественная галерея "Салон ста" была организована в 1893 г. и находилась в помещении художественного журнала "La Plume", активно проводившего идеи стиля ар нуво. Знаменитые художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Энсор и др. выставлялись здесь. Задачей галереи было не только декларирование нового стиля, но "демократизация" изобразительного искусства, получившего название "искусство для дома". Доступны, то есть — недороги, были художественные издания галереи, литографированные альбомы и серии выпусков плакатов и декоративных панно для интерьеров.

Вот откуда родом великий Оформитель: среда, место, поток идеи.

Как вступительный взнос, Альфонс Муха рисует афишу к двадцатой экспозиции "Салона ста". Плакат привел в восторг владельца галереи и имел успех у публики.

Поход художников на рубеже веков в быт, промышленность — вот хрустальная туфелька нашей Золушки. Владелец салона, человек, желавший создать среду со вкусами по своему вкусу, — и публика, соответствовавшая замыслу этого создателя публик. Для того времени ситуация более чем обычная, таких "создателей сред" было немало. С ходом своим время утратило этот институт.

…За две недели было продано семь тысяч эстампов.

Рекламные афиши и более мелкие литографии Мухи становятся классикой жанра. Стиль art nouveau, вопреки расхожему мнению, возможно, родился и не от Мухи; но Муха громче всех объявил о его рождении. Более того: он преданнее всех поддерживал огонь и больше всех вложил в тот тигель, из которого, как фараонова змея, выполз потом этот самый ар нуво, — и ар нуво стал "стилем Мухи".

Муха ввел в практику формат. Осмыслил его и активно этим осознанием пользовался. Основа "линейки образов" Мухи — образ Дамы (la femme Muchas — женщины Мюша, выразились французы). Да, его линию (это уже в художническом, а не в маркетологическом смысле) ни с чем невозможно спутать. Но есть еще и своя пропорция — вертикальный вытянутый лист; отказ от прямых углов, только волна, ветка, гибкость; арабески, драпировки, локоны — все это в строжайшей продуманности, где каждая мелочь играет строго определенную ей создателем роль: мастерская стилизация элементов в единой гармонии.

Эффектные, безупречные композиции. Сложные, словно поблекшие от времени цвета, золото и серебро (дань "византизму") — вот почему ему пришлось разрабатывать собственную технику литографии. Как пишут теперь о Мухе: "Отрабатывая детали, ставшие его авторским стилем, — умеренный символизм, легкий налет мистицизма, чувственность в рамках приличия и обнаженность модели в границах дозволенного, — он безошибочно следовал конъюнктуре. Преодолев ортодоксальность академизма, он сохранил верность ему. Сухой натурализм Муха преобразовал в ирреальность, воплощая призыв Поля Верлена: "Почти бесплотность предпочти всему, что слишком плоть и тело"". И все это — с упорством, сознанием, силой и направлением эмоций, в рекламной картинке не встречающихся ни до, ни после. (И слава Богу). Он знал, почему и что делал, и подавал знак тому, кто сможет его понять.

Он поднял на высоты искусства то, что всегда было и будет только торговлей, — и для этого ему было дано время соответствующих тонов.

"…один из символов искусства модерна, или "арт нуво", стиля, который возник на рубеже XIX-XX веков, на волне новых индустриальных технологий и скромного понимания художниками своих задач. Великие художники украшали кафе и рестораны, делали мебель и рекламные плакаты, оформляли журналы и театральные спектакли. Со временем стало понятно, что стиль модерн — это великий стиль, который делали великие люди"
из газет
Рисунки и акварели художника, переведенные в технику литографии, расходились тысячами экземпляров. Популярность творчества Мухи была невероятна. На афишных тумбах, на улице, в кабинетах признанных эстетов, в дамских будуарах и салонах простых обывателей — повсюду можно было встретить его литографии. Это была роскошь, своей дешевизной доступная всем сословиям общества, это была гармония, безупречность которой признавала и радикальная художественная богема, и недалекая в своем большинстве публика.

Первым большим показом творческих работ Альфонса Мухи стала выставка его произведений в 1897 г. все в том же "Салоне ста": 448 рисунков, плакатов и эскизов; к выставке был выпущен специальный номер "La Plume" с воспроизведением работ Мухи.

Явление искусства

В конце ХIХ века плакат был признан явлением искусства, а литография — полноценной художественной техникой. И заслуга Мухи в этом самая прямая, хотя и не самая главная. Ведь он буквально "встал на плечи гигантов", принявшихся рисовать афишки вместо картин. Группу Тулуз-Лотрека я поминала уже; однако не говорила, что она не была единственной. Конец XIX века отличился тем, что искусство двинулось вниз — в попытке поднять вверх то, что считалось дном.

Это была великолепная идея, но время потребителей смело ее, как и все прочие следы великолепных идей — любых и всяких.

Однако вернемся к нашему оформителю.

Международные выставки афиш в Париже, Вене, Кракове, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке и распространение специализированных периодических изданий принесли мировую известность чешскому автору. На международной выставке афиш зимой 1897-98 гг. в Санкт-Петербурге впервые были показаны 18 плакатов Альфонса Мухи; однако популярность образов Мухи в России была несравнимо больше этого скромного числа.

В 1898 году некое волжское пароходство заключило контракт с фирмой "Рюенар" на рекламу шампанского, и плакат Мухи отправился странствовать по России, так что его стиль потом можно было видеть во всех российских цирюльнях и лавочках. И снова — в Париж.

В 1894 г. в Париже адвокат Эдмон Бенуа-Леви основал Народное общество изящных искусств. Общество занималось просветительской деятельностью: лекции по изобразительному искусству, доклады и обычные для того времени, но малопонятные нам как форма информационного взаимодействия дискуссии. Альфонс Муха со свойственным ему энтузиазмом принимал участие в организации практических занятий для молодых художников. Муха выпустил несколько сборников адаптированных эскизов художественных предметов — мебели, посуды, светильников и украшений, — предназначенных для промышленного тиражирования. "Бедные тоже имеют право на красоту" — девиз Мухи, оставшийся с ним на всю жизнь.

Красочные графические серии Альфонса Мухи ("Времена года", 1896; "Цветы", 1897; "Месяцы", 1899; "Звезды", 1902; все работы — акварель, тушь, перо) тиражируются в виде арт-постеров до сих пор — и сейчас все больше. С 1896 по 1902 Альфонс Муха создает серию декоративных панно.

Последние годы XIX века. Одна за другой проходят выставки Альфонса Мухи; печать отзывается с восторгом. Слава приносит кое-какие достаток и положение в обществе; Муха становится наконец владельцем художественной мастерской и, по обычаю того времени, как человек на пике моды, принят большим светом.

"Товарный фетишизм убил модерн"
Из газет
Вам кажется, что я иронизирую? Нет. Альфонс Муха — автор собственной технологии выполнения цветных литографий. Сфера рабочих интересов Мухи стремится к всеохватности. Графика, живопись, рисунок, скульптура, оформление театральных спектаклей, эскизы ювелирных изделий, иллюстрация, фотография, архитектурные проекты, педагогическая деятельность, книги...

В 1900 году на Всемирной выставке в Париже павильон Боснии и Герцеговины был выстроен и оформлен по его проекту.

В 1902 Альфонс Муха издает "Декоративные документы", а в 1905 — "Декоративные образы" — путеводитель оформителя по Миру Мухи.

В 1909 Муха возвращается в Чехию; исполняет росписи плафона в префектуре Праги (1910) и работает над циклом "Славянская эпопея" — большой серией исторических картин, в которых традиционный фольклорный стиль дополняется оттенками жесткого символизма. Кстати, одна из них была создана под влиянием поездки Альфонса Мухи в Россию, которую он очень любил. Картина называется "Отмена крепостного права".В 1921 он выставляет эти полотна в Бруклинском музее в Нью-Йорке , в 1936 году выставка его работ проходит в Париже.

В 1904 Муха уезжает в США.

"Парижский период" Мухи закончился прежде, чем, собственно, его жизнь в Париже, куда он время от времени возвращался до 1922 года. Искусствоведы ограничили этот период 1894 — 1903 гг. Именно в "парижский период" создано все, что создало громкую славу стилю и имени Мухи. Эстамп, литография и плакат создали славу Мухи, — а Муха создал им новый мир. Открыл им новые блистающие пространства. Но вечная нехватка средств… И Муха бежал из Парижа в Америку — в надежде не только заработать, но и освободиться. Зависимость от коммерческого заказа — вот что мучало его.

"В то время, когда у меня стол ломится от еды, — писал в 1903 году Муха отцу, — мой народ голодает, страдает..." И еще: "...я не декоративный художник... На прилагаемом листке Вы видите, каковы мои будущие темы. Можно назвать это поэтизацией истории (как Вам угодно), но это не декоративная живопись. Хотя бедные тоже имеют право на красоту..."

Увы, все попытки Мухи работать вне сферы модного дизайна принимались обществом с растерянным молчанием. Фокус сделки с рекламным дьяволом (как и с любым другим) — подписавший контракт до последнего момента не понимает, чем именно ему придется расплатиться.

Итак, в 1906 году Альфонс Муха уехал в Америку в надежде заработать средства на выполнение весьма масштабного проекта "Славянская эпопея" — средоточия всех чаяний художника. Там его встречали афишами с портретом в полный рост и аршинными буквами: "В Соединенные Штаты приехал самый великий художник-декоратор всех времен!". В Америке Муха проработал пять лет как художник и педагог (преподает в Художественном институте в Чикаго). Здесь след Мухи отразился на многом, хотя и намного меньше, чем надеялся Муха. Как бы там ни было, идея промышленного тиражирования предметов быта, сделанных на уровне искусства, нашла своих сторонников за океаном, где, между прочим, наш неугомонный чех оказал влияние на формирование стиля украшений Тиффани.

В том же 1906 году Мария Хитилова, ученица и соотечественница Альфонса Мухи, принимает от своего сорокашестилетнего учителя предложение руки и сердца. Альфонс Муха страстно любит ее. Разница в возрасте супругов составляет 22 года.

…Она была и оставалась до конца жизни его любимой Музой, его моделью. Обожала его искренне и бескорыстно (к моменту их брака долги Мухи были гораздо больше его состояния). Они вырастили двух дочерей — рыжеволосых красавиц, так похожих лицом и статью на ослепительную мать. Он рисовал и их, дочерей — молодых, свежих, и в поющих линиях их фигур, в их чертах находил все ее же, свою обожаемую Марию.

В 1910 году Альфонс Муха возвращается в Прагу и сосредотачивает все свои силы на серии крупных живописных полотен "Славянская эпопея".

"Славянская эпопея" не была коммерческим проектом; Муха передал ее в дар чешскому народу и городу Праге. Критика приняла этот цикл с недоумением. Измена великолепному ар нуво не уложилась в головах поклонников великого оформителя. Ни на кого не произвели впечатления его монументальные полотна, несмотря на нешуточный успех их выставок в Нью-Йорке. Муху по-прежнему считают мастером "афиши и интерьера", и его декоративные работы в Салоне мэра в Муниципальном доме Праги куда более популярны.

Продолжение следует

"Торговое Дело" №8-9 2005 г.