ПОМОГУТ ЛИ ШАХМАТЫ ШКОЛЕ?

Занимаясь шахматами, ребенок обучается тому, чему плохо учат традиционные школьные дисциплины: искать в теории ответы на практические вопросы, творчески применять полученные на уроке знания, не ожидая от теории готовых решений.

полный текст здесь

КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО?

Результати соціологічного опитування.

Що подобається українським дітям зараз? Улюблені телепередачі та радіопередачі, переваги в читанні книг, в читанні дитячої преси, в читанні коміксів, в іграх, улюблені іграшки, іграшки, про які мріє дитина.

полный текст здесь

ЧЕТЫРЕ СТИХИИ, ЧЕТЫРЕ ОСНОВЫ. ЗЕМЛЯ

Общим для всех мифопоэтических представлений о земле является убеждение, что она вовсе не бездушна, а наделена чувствами, волей и терпением.

полный текст здесь

PRODUCT PLACEMENT — ДЕЛО СЛОЖНОЕ...

Начиная с середины 90-х годов герои российских фильмов и сериалов стали демонстрировать лояльность к различным торговым маркам. Благодаря совместным усилиям кинопродюсеров и рекламодателей зрители узнали о том, что Даша Васильева обедает в "Ростикс".

полный текст здесь

СВЯЗИ, СТРАХИ И СМИ

Связи со СМИ — одна из "вечных тем" на рынке PR. Как-то невзначай поднявшись года три тому назад, волна обсуждений набегает вновь и вновь. Но складывается впечатление, что каждая из сторон молчит о чем-то действительно важном. Чего же боятся участники пресловутых "связей"?

полный текст здесь

ИГРА В СЛОВА

Передовые маркетинговые компании предпочитают инвестировать деньги в слова. Разработка особого брэнд-языка — хороший способ создать нужный стиль и надолго связать себя с образом жизни аудитории.

полный текст здесь

ГІРКУВАТИЙ ПРИСМАК КАЛИНОВИЙ

Немає в житті нічого постійнішого за все тимчасове. Ця проста істина не варта, на перший погляд, того, аби з неї починати поважні роздуми. Але погляньмо на сучасну мовну ситуацію у нашій країні, і стане очевидною причина, що пов’язує початкову тезу з усім подальшим текстом.

полный текст здесь

КАК СТАТЬ ПИСАТЕЛЕМ

В литературном кафе "Бабуин", в приглушенно освещенном помещении собрались писатели, маркетологи, журналисты для обсуждения темы "Писательский brand-name в Украине и России". Действо напоминало спиритический сеанс по вызыванию духов-спасителей современной украинских авторов.
полный текст здесь

МОВНЕ МЕНЮ

Ще й зараз ми зобов’язані вибирати мову навчання і спілкування з владою, керуючись Законом про мови Української СРСР (!). Але в реального життя залишилось мало спільного з цим документом.

полный текст здесь

ВОЙНЫ КОЛЬЦА&ВЛАСТЕЛИНЫ ЗВЕЗД

"Звездные войны" и "Властелин Колец" — два ярчайших и успешных в коммерческом плане образчика современной мифологии. С одной стороны, кажется, что общего между ними нет и быть не может. Но, с другой, если присмотреться, — общего более чем достаточно.

полный текст здесь

ЧЕТЫРЕ СТИХИИ, ЧЕТЫРЕ ОСНОВЫ.
ОГОНЬ


Огонь может быть разрушительным и очистительным. Но в любом случае, прохождение через огонь символизирует выход за пределы человеческих возможностей.

полный текст здесь

«МЫШЕЧНЫЙ» СПОРТ

Компьютерные игры, бывшие когда-то невинной забавой, в последнее время становятся фаворитом индустрии развлечений. Большинство играющих — молодежь, для некоторых из них это увлечение стало спортом.

полный текст здесь

МИФИЧЕСКОЕ "КРЕСЛО"

Миф является целостной конструкцией, и в этом его принципиальная «выгодность», ведь значительное число нужных автору телепередачи параметров и качеств всплывают в сознании зрителя автоматически.

полный текст здесь

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ.
ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Компьютерные игры развивают. Благодаря «Цивилизации» и «Эпохе Империй» можно выучить историю и географию, с «Симсити» подогнать математику, в процессе игры в «Волчье логово» развить отменную реакцию, и даже элементарный «Сапер» помогает тренировать логику!

полный текст здесь

ЧЕТЫРЕ СТИХИИ, ЧЕТЫРЕ ОСНОВЫ.
ВОДА 2


Распространенным в славянской духовной культуре является представление о том, что «тот свет» находится по ту сторону моря или любого водного пространства, в том числе «огненной реки».

полный текст здесь

ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ? НУЖЕН

Вспомните, что делает Надя из «Иронии судьбы», обнаружив пьяного Мягкова в своей кровати в предновогодний вечер? Льет на него воду из чайника и кричит: «Вы кто?» Она его даже не боится! Как вы думаете, что сделает она сегодня?

полный текст здесь

ЧЕТЫРЕ СТИХИИ, ЧЕТЫРЕ ОСНОВЫ.
ВОДА


Вода традиционно означает вселенское стечение потенциальных возможностей, предшествующее всем формам и всему творению. Согласно древнейшим мифологическим представлениям, изначально не было ни неба, ни земли, а только «синее-синее море».

полный текст здесь

МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ

Международная Ассамблея Фантастики «Портал» традиционно проходит в рамках Фантастической недели, которая также включает Фестиваль компьютерных игр «Игроград» и ярмарку «Мой компьютер». Благодаря такому сочетанию стало возможно увидеть и обозначить многочисленные связи между литературой, играми и компьютерными технологиями.

полный текст здесь

"ДЛЯ ВАС ПО БЛАТУ..."

Етимологічно корінь "кол-", виокремлений зі слова "наколка", пов’язаний зі значеннями "вбивати, приносити в жертву", з війною та ковальською справою. Це повертає нас до думки про жертовний ритуал, а також пояснює особливу роль у злочинних текстах фігури так званого "кольщика" (людина, яка створює татуювання).

полный текст здесь

ДЕКІЛЬКА СЛІВ ПРО ДУШУ
Споріднені поняття в давніх культурах.

Останнім часом у нас яскраво помітна тенденція, говорячи про Схід, неодмінно зазначати його несхожість із так званою індо-європейською цивілізацією. Стосується це як Близького Сходу, так і Сходу Далекого. Але чи так це насправді?

полный текст здесь

ДЕЯКІ ЯПОНСЬКІ СЛОВА

"Кі" — це щось подібне до невидимих для ока щупальців чи радіохвиль, які виходять з області "серця". Отже, не доторкнувшись до таких "щупальців" чи не настроївшись на відповідні "радіохвилі", неможливо зазирнути у "серце" свого співбесідника".

полный текст здесь

О ВКУСНОЙ И ЗДОРОВОЙ КНИГЕ

Книга и еда идут рука об руку на протяжении всей истории человечества. В наше время стало привычным представлять книгу в качестве источника знаний, но, по замечанию культуролога С.С.Аверинцева, «книга — это книга», это нечто вполне вещное и даже съедобное!

полный текст здесь

ЯПОНСЬКИЙ ФЕНОМЕН

Суть японського феномену полягає у тому, що існує певна "шкала-ковзанка" в оцінці себе та оточуючих. Це проявляється в тому, що особистість не є і не може бути постійною і сталою одиницею.

полный текст здесь

Культурный тренажер. Интернет-журнал о культуре / Надо обсудить / Оксана ПЕТРИЧЕНКО. Пещерное искусство ХХI века ПЕЩЕРНОЕ ИСКУССТВО ХХI ВЕКА

Современная реклама интерпретирует мир через образы или представления, источниками которых часто выступают мифологические смыслы и ритуальные действия.

полный текст здесь

архив статей


можно посмотреть здесь



Повна карта розділів:
Арт: 1 2
Книжки: 1 2 3 4 5 6 7
Кіно та театр: 1 2 3 4 5
Музика: 1
Цікаве: 1
Рисунки на улице

Ольга МИХАЙЛИЦКАЯ, Киев.
Август 15, 2005 г., понедельник.

Рисовать и писать на заборах и на других не предназначенных для этого поверхностях — нехорошо. Это знают все. Но если это не надпись "Здесь был Вася", а цветной, привлекающий внимание рисунок? Если сам художник — вовсе не вредитель, а представитель новой молодежной культуры, и для самовыражения выбирает не памятники архитектуры, а мрачные серые индустриальные стены?

Однажды в Америке…

В 70-80-х годах прошлого века в городской культуре Нью-Йорка зародилась новая молодежная культура с веселым названием хип-хоп. Она включала в себя целый ряд разных направлений и очень скоро привлекла в свои ряды целую армию подростков, молниеносно завоевывая все новые и новые страны. Что же это за направления?

Во-первых, это би-боинг, широким массам известный как брейк-данс — стиль танца, отличающийся от классических большим количеством импульсивных движений под ритмичную музыку. Би-бой, а иногда герл, самостоятельно определяет стиль своих движений. Можно делать все что угодно — от "лунной походки" и "трансформера" до "волчка" на голове, — лишь бы это было стильно и хорошо вписывалось в ритм.

Во-вторых, МС (эм-си) — что-то вроде конферансье. Поначалу МС просто объявляли номера на концертах или дискотеках. Затем некоторые из них стали быстро декламировать рифмованные слова под ритм. Когда МС развелось много, они стали выяснять, кто круче, и для этого организовали между собой конкурсы типа "кто лучше срифмует" или "кто изощреннее обзовет своего соперника".

В-третьих, ди-джеи. Первым ди-джеем стал Грандмастер Флэш. Именно он придумал удобный ди-джеевский пульт, позволяющий плавно сменять одну мелодию другой. Именно он изобрел знаменитый "скрэтч" — движение пластинки вперед-назад под иглой проигрывателя в такт с музыкой. Этот звук так всем полюбился, что был моментально подхвачен, и с тех пор стал своеобразной визитной карточкой хип-хопа.

Ну, и, наконец, граффити — художественная композиция, рисунок либо просто надпись, нанесённая на поверхность стены здания или другого объекта, обычно находящегося в поле зрения общественности. Термин "граффити" образовался от итальянского graffito — "нацарапанный". Стиль граффити возник в Нью-Йорке в 1969 году. Его основателем стал греческий парень Деметривс, работавший курьером. Ему было скучно и одиноко, и однажды он от нечего делать чернильной ручкой начал везде писать свое прозвище (творческий псевдоним!) — Таки — и номер улицы, на которой жил — ТAKI 183. Таким образом, появились первые тэги — именные надписи в истории граффити. Таки очень увлекся своим занятием, и вскоре его знали практически все подростки Нью-Йорка.

История умалчивает о том, много ли друзей приобрел Таки, но вот без последователей не обошлось. Барбара 64, Джулио 204, Ева 64 — подобные надписи стали появляться на стенах города в огромном количестве. Вскоре стенописцы перешли от обычных чернильных ручек к более красочным орудиям труда: баллончикам с краской и разноцветным фломастерам. Некоторые делали самодельные маркеры мегаразмеров, дабы уберечь свои творения от посягательств соперников. Разноцветные надписи и рисунки порой угрожающего содержания наносили на стены районов и местные бандиты, "помечая" свою территорию и зону влияния.

Тэги становились все более крупными и разноцветными, и мастерам стенописи приходилось изобретать все новые способы привлечения внимания к своим произведениям.

Художники подземелья

Постепенно настенная роспись с улиц проникла в "подземелье" Нью Йорка. Местные подростки развлекались тем, что спускались в депо подземки и украшали составы своими инициалами и различными надписями. Место было что надо — размалеванные хитрыми буквосплетениями составы мчались туда-сюда, унося чьи-то имена. Краска граффити постепенно стала "просачиваться" внутрь вагонов. Оттуда надписи распространялись на здания, окружающие железнодорожное полотно. Разъяренная мэрия без толку вкладывала в борьбу с "вандалами" астрономические суммы: чем злее делалась власть, тем хитрее становились граффитчики. В 1975 году глазам удивленной публики предстало "полотно" размером с целый вагон, а год спустя — с состав.

Переходы подземных станций и сами поезда метро как своеобразные художественные галереи, к сожалению, граффитчики всех стран используют до сих пор — очень уж удобными оказались эти места для их самореализации, особенно в ночное время, когда подземки безлюдны. Но способы борьбы с горе-художниками тоже совершенствуются. Так, зимой текущего года на запасных путях в Ворчестере и Лимингтоне (Англия) были установлены видеокамеры, улавливающие длительное движение в ночное время. Они делают моментальный снимок "преступника" и громогласно предупреждают: "Прекрати. Ты под наблюдением. Беги, британская транспортная полиция получила сообщение и уже в пути". Полиция уже изучает первые снимки в надежде поймать правонарушителей, рисующих на вагонах и локомотивах. Любителей граффити, которые портят вагоны поездов, должна испугать камера, снимающая их на месте "преступления" и громко требующая прекратить безобразие. Эта мера, как утверждают английские власти, уже сократила количество правонарушений, связанных с граффити.

Стильные колобки

И все же степень "вредности" этой культуры для общества определяется исключительно выбором поверхности для нанесения рисунка. Части этого молодежного течения все же удалось попасть в "цивилизованное русло" и начать развиваться по законам искусства со своими стилями, направлениями, сленгом. Очень скоро в граффити появилось несколько стилей, отличающихся по внешнему виду и по сложности исполнения, самый простой из которых — бабл, то есть пузырьки, или колобки. Кстати, некогда в этом стиле была оформлена обложка популярного детского журнала "Мурзилка".

Следующий по сложности — хип-хоп стиль, названный в честь хип-хоп культуры за наибольшее соответствие ее духу и идее. Для этого стиля характерны стрелки, ломаные буквы, и он легко читается.

Самым "высоким" считается вайлд стайл, дикий стиль, представляющий собой абсолютно непонятную надпись, которая в принципе не должна читаться, ее нужно просто воспринимать как узор или рисунок.

А самый новый — стиль Дайма (Daim style) или 3D-стиль. Он придуман относительно недавно, уже в 90-е годы. Придумал его человек по имени Дайм, в честь которого и был назван стиль, отличающийся полным, абсолютным объёмом букв. Все буквы как бы трёхмерные! Этот стиль по праву считается самым сложным из всех в граффити.

"Серьезные" граффитчики — граффитирайдеры — вначале создают эскиз мелом на стене, а затем начинают обводить его балончиком с краской. Такие произведения создаются очень долго: для того, чтобы нарисовать настоящую картину, нужно работать от нескольких часов до нескольких дней. Ну а "несерьезные" — тойсы — довольствуются "бомбингом" — это когда рисуют сразу баллончиком свои тэги, птичек, зайчиков-попрыгайчиков, и убегают.

Граффити "в законе"

Когда на Западе уяснили, что репрессии против граффити неэффективны, что невозможно запретить людям писать, рисовать и самовыражаться, выяснилось, что на этом можно заработать. Граффитчиков стали приглашать в качестве оформителей кафе, для них устраивались соревнования, им выделяли глухие стены и заборы, у них появились свои журналы и сайты в Интернете. Заинтересовались граффити и художники-профессионалы. Это они постарались, чтобы рисунки с улиц и площадей переместились в художественные галереи, выставочное залы. Появились специальные шрифты, стилизированные под граффити, ими и сейчас увлекаются многие газеты и журналы. Не осталась в стороне от этого веяния и мода — в современной молодежной одежде угадываются черты граффити. Во многих странах мэрия выдает официальные разрешения на "украшение" старых домов или промышленных зданий рисунками, не без оснований полагая, что ведь красочная картина все же лучше, чем старая облезшая стена.

Сегодня большими красочными надписями на стенах домов, гаражах или в подъездах уже никого не удивишь в Украине. Впрочем, в этом нет ничего сверхъестественного. У искусства граффити есть прошлое — наскальные рисунки и надписи на древнегреческих амфорах. И есть настоящее — память в виде граффити, оставленная на Луне американскими астронавтами. Значит, и будущее, несомненно, будет.

Зеркало недели, №13, 3 апреля 2004 г.

Фото: http://www.graffitizone.kiev.ua