все статьи по теме

• Четыре стихии, четыре основы. Земля
Слово "земляк" всегда ассоциируется с чем-то родственным и близким.
•  Четыре стихии, четыре основы. Огонь
Прохождение через огонь символизирует выход за пределы человеческих возможностей.
•  Четыре стихии, четыре основы. Вода
Мифы многих народов едины в утверждении, что вода существовала до сотворения мира и будет существовать после его гибели.
•  Четыре стихии, четыре основы. Вода 2
По славянским преданиям, "тот свет" находится по ту сторону моря.


ПОМОГУТ ЛИ ШАХМАТЫ ШКОЛЕ?

Занимаясь шахматами, ребенок обучается тому, чему плохо учат традиционные школьные дисциплины: искать в теории ответы на практические вопросы, творчески применять полученные на уроке знания, не ожидая от теории готовых решений.

полный текст здесь

КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО?

Результати соціологічного опитування.

Що подобається українським дітям зараз? Улюблені телепередачі та радіопередачі, переваги в читанні книг, в читанні дитячої преси, в читанні коміксів, в іграх, улюблені іграшки, іграшки, про які мріє дитина.

полный текст здесь

РИСУНКИ НА УЛИЦЕ

У искусства граффити есть прошлое — наскальные рисунки и надписи на древнегреческих амфорах. И есть настоящее — память в виде граффити, оставленная на Луне американскими астронавтами. Значит, и будущее, несомненно, будет.

полный текст здесь

PRODUCT PLACEMENT — ДЕЛО СЛОЖНОЕ...

Начиная с середины 90-х годов герои российских фильмов и сериалов стали демонстрировать лояльность к различным торговым маркам. Благодаря совместным усилиям кинопродюсеров и рекламодателей зрители узнали о том, что Даша Васильева обедает в "Ростикс".

полный текст здесь

СВЯЗИ, СТРАХИ И СМИ

Связи со СМИ — одна из "вечных тем" на рынке PR. Как-то невзначай поднявшись года три тому назад, волна обсуждений набегает вновь и вновь. Но складывается впечатление, что каждая из сторон молчит о чем-то действительно важном. Чего же боятся участники пресловутых "связей"?

полный текст здесь

ИГРА В СЛОВА

Передовые маркетинговые компании предпочитают инвестировать деньги в слова. Разработка особого брэнд-языка — хороший способ создать нужный стиль и надолго связать себя с образом жизни аудитории.

полный текст здесь

ГІРКУВАТИЙ ПРИСМАК КАЛИНОВИЙ

Немає в житті нічого постійнішого за все тимчасове. Ця проста істина не варта, на перший погляд, того, аби з неї починати поважні роздуми. Але погляньмо на сучасну мовну ситуацію у нашій країні, і стане очевидною причина, що пов’язує початкову тезу з усім подальшим текстом.

полный текст здесь

КАК СТАТЬ ПИСАТЕЛЕМ

В литературном кафе "Бабуин", в приглушенно освещенном помещении собрались писатели, маркетологи, журналисты для обсуждения темы "Писательский brand-name в Украине и России". Действо напоминало спиритический сеанс по вызыванию духов-спасителей современной украинских авторов.
полный текст здесь

МОВНЕ МЕНЮ

Ще й зараз ми зобов’язані вибирати мову навчання і спілкування з владою, керуючись Законом про мови Української СРСР (!). Але в реального життя залишилось мало спільного з цим документом.

полный текст здесь

ВОЙНЫ КОЛЬЦА&ВЛАСТЕЛИНЫ ЗВЕЗД

"Звездные войны" и "Властелин Колец" — два ярчайших и успешных в коммерческом плане образчика современной мифологии. С одной стороны, кажется, что общего между ними нет и быть не может. Но, с другой, если присмотреться, — общего более чем достаточно.

полный текст здесь

ЧЕТЫРЕ СТИХИИ, ЧЕТЫРЕ ОСНОВЫ.
ОГОНЬ


Огонь может быть разрушительным и очистительным. Но в любом случае, прохождение через огонь символизирует выход за пределы человеческих возможностей.

полный текст здесь

«МЫШЕЧНЫЙ» СПОРТ

Компьютерные игры, бывшие когда-то невинной забавой, в последнее время становятся фаворитом индустрии развлечений. Большинство играющих — молодежь, для некоторых из них это увлечение стало спортом.

полный текст здесь

МИФИЧЕСКОЕ "КРЕСЛО"

Миф является целостной конструкцией, и в этом его принципиальная «выгодность», ведь значительное число нужных автору телепередачи параметров и качеств всплывают в сознании зрителя автоматически.

полный текст здесь

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ.
ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Компьютерные игры развивают. Благодаря «Цивилизации» и «Эпохе Империй» можно выучить историю и географию, с «Симсити» подогнать математику, в процессе игры в «Волчье логово» развить отменную реакцию, и даже элементарный «Сапер» помогает тренировать логику!

полный текст здесь

ЧЕТЫРЕ СТИХИИ, ЧЕТЫРЕ ОСНОВЫ.
ВОДА 2


Распространенным в славянской духовной культуре является представление о том, что «тот свет» находится по ту сторону моря или любого водного пространства, в том числе «огненной реки».

полный текст здесь

ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ? НУЖЕН

Вспомните, что делает Надя из «Иронии судьбы», обнаружив пьяного Мягкова в своей кровати в предновогодний вечер? Льет на него воду из чайника и кричит: «Вы кто?» Она его даже не боится! Как вы думаете, что сделает она сегодня?

полный текст здесь

ЧЕТЫРЕ СТИХИИ, ЧЕТЫРЕ ОСНОВЫ.
ВОДА


Вода традиционно означает вселенское стечение потенциальных возможностей, предшествующее всем формам и всему творению. Согласно древнейшим мифологическим представлениям, изначально не было ни неба, ни земли, а только «синее-синее море».

полный текст здесь

МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ

Международная Ассамблея Фантастики «Портал» традиционно проходит в рамках Фантастической недели, которая также включает Фестиваль компьютерных игр «Игроград» и ярмарку «Мой компьютер». Благодаря такому сочетанию стало возможно увидеть и обозначить многочисленные связи между литературой, играми и компьютерными технологиями.

полный текст здесь

"ДЛЯ ВАС ПО БЛАТУ..."

Етимологічно корінь "кол-", виокремлений зі слова "наколка", пов’язаний зі значеннями "вбивати, приносити в жертву", з війною та ковальською справою. Це повертає нас до думки про жертовний ритуал, а також пояснює особливу роль у злочинних текстах фігури так званого "кольщика" (людина, яка створює татуювання).

полный текст здесь

ДЕКІЛЬКА СЛІВ ПРО ДУШУ
Споріднені поняття в давніх культурах.

Останнім часом у нас яскраво помітна тенденція, говорячи про Схід, неодмінно зазначати його несхожість із так званою індо-європейською цивілізацією. Стосується це як Близького Сходу, так і Сходу Далекого. Але чи так це насправді?

полный текст здесь

архив статей


можно посмотреть здесь



Повна карта розділів:
Арт: 1 2
Книжки: 1 2 3 4 5 6 7
Кіно та театр: 1 2 3 4 5
Музика: 1
Цікаве: 1
Четыре стихии, четыре основы. Земля

Оксана ПЕТРИЧЕНКО, Киев.
Август 29, 2005 г., понедельник.

Персонифицированная в образе богини — супруги неба, земля фигурирует в мифологиях почти всех народов (ср. в этой связи упоминание о славянских языческих божествах Землебоге и Яге-Землыне — "одной из святейших богинь" (Миролюбов 1995, 160)). Представления о земле и небе как о божественной супружеской паре сохранились до настоящего времени (ср. текст заговора при собирании в Иванов день лекарственных трав: "Небо-батька да земля-мати, разреши мне, рабе Божьей, травы порвати, корешки покопати. Отныне и до веку. Аминь" — цит. по (Иванова 1997-2, 2)). Вещественными символами союза неба и земли в архаических космогониях являлся дождь, дающий жизнь растениям и животным, а также молния и удар метеорита. Вот почему место удара молнии обычно считалось священным. От молнии, т. е. от брака неба и земли, рождаются люди, отличенные особыми дарованиями, — таково славянское предание о рождении волхвов.

Сама же земля является первоэлементом творения — согласно апокрифам и народным легендам, из нее (из глины, праха) создано тело человека (ср. сербское поверье, что темное пятно на человеческом пупке означает напоминание о сотворении его из земли (Слав. древности 1999, 316), или ответ на вопрос о происхождении человека, данный в духовном стихе Голубиной книги, "отвечающей на основные вопросы бытия" и названной так "по голубю — Святому Духу, несущему ветвь — Благую Весть" (Перцова 1996, 103): "У нас мир-народ от Адамия; / Кости крепкия от камени; / Телеса наши от сырой земли…" (Федотов 1991, 67)). С представлениями о священности земли связаны и многочисленные табу — касаться земли, ступать по ней (Фрэзер 1998, 425).

Но земля — это не только супруга неба, участвующая в создании космоса, но и плодородная почва. Эти две функции обычно совмещены в образе одной богини, выступающей в роли женского производящего начала вселенной — богини-матери. Такова и древнеславянская "Мать-сыра-земля", культ которой впоследствии, после принятия православия, слился с культом Богородицы (ср.: "В кругу небесных сил — Богородица, в кругу природного мира — земля, в родовой социальной жизни — мать являются на разных ступенях космической божественной иерархии носителями одного материнского начала" (Федотов 1991, 78)). Возможно, что образ Великой Матери идет из палеолита, где он выражает идею плодовитости, прежде всего человеческой. У земледельческих племен Великая Мать мыслилась и как Прародительница Мира, и как Мать-Земля и — в силу этого — покровительница урожая (ср.: "Мифологема "земля — мать — прародительница" является, пожалуй, одним из первых прообразов причины... как конкретно-чувственного образа: то, что порождает живое" (Ященко 2004, 271)). На славянской почве это выразилось в образе богини Макоши (вар. — Мокоши) — единственного женского божества, включенного Владимиром Великим в дохристианский пантеон (ср. этимологию Б. А. Рыбакова: Ма-кошь = "Мать урожая", т. к. слово "кош" означало повозку для снопов, корзину для зерна, плетеный амбар для соломы (Рыбаков 1981, 98), заметим, что другие исследователи связывают слово "Мокошь" с влагой ("мокрый") либо с прядением ниток (Рассоха 2002, 10)). Эпитет же "мать-сыра", по разъяснению еще А. Н. Афанасьева, предусматривает тот брак земли с небом, который опознавался по признаку увлажненности, оплодотворенности.

С идеей плодородия земли связано и устойчивое представление о том, что она является вместилищем сокровищ, предстающих перед человеком в виде клада (ср. в этой связи разнообразные волшебные диковинки, которые отыскивают под землей русские сказочные герои — медное, серебряное и золотое царства, волшебное кольцо, приносящее богатство, и под.).

Вместе с тем, при делении космоса на небо, землю и преисподнюю земля (срединная зона) рассматривается как место обитания людей, для которых тем самым перемещение в другую зону обязательно оказывается путешествием вверх или вниз (ср. разделение шаманов в некоторых культурных традициях на "черных", способных спускаться вниз, в преисподнюю, и "белых", поднимающихся на небеса к добрым духам). Положение земли, окруженной мировым океаном, оказывается срединным и в горизонтальной проекции космоса. Воспринимаемая таким образом как центр мира, она характеризуется максимальной чистотой, поскольку центр рассматривается как священный эмбрион вселенной.

Геоцентрическая концепция является источником повсеместных представлений о том, что умерший должен быть похоронен в родной земле или при погребении необходимо использовать хотя бы горсть ее. Земля, используемая в ритуале погребения, является священной, замкнутой в определенных границах (ср. христианские представления об освященной и неосвященной земле). Умирающих клали непременно на землю в убеждении, что душа возвратится в материнское земляное лоно как раз там, где положен умирающий, равно и обратный переход к новорожденному души умершего предка, — чаще всего деда, — из-под земли представлялся возможным только там, где состоялись роды.

Земля использовалась как оберег в ситуациях, предполагающих присутствие рядом с человеком опасных для него существ (демонологических персонажей, духов болезни, покойников, людей, обладающих способностью к сглазу), и в качестве магического атрибута — особенно взятая с перекрестка дорог, из-под печного угла своего дома, могильная (подробнее об этом (Слав. древности 1999, 319)). В мифологических системах присутствуют также представления о связи земли с разнообразными чудовищами (ср., например, фиксируемое в украинских заговорах представление о земле как месте обитания змей: "...На полі, полі, на степі, степі стоїть грушка, під тією грушкою золота кровать, і на тій кроваті лежить змія..." (Укр. замовл. 1993, 147) или характерное для славянских языков образование слова змея от земля (Иванов, Топоров 1965, 104). Согласно украинским фольклорным представлениям, существуют так называемые "земляные духи" — разновидность нечистой силы, наказанной Богом и вынужденной жить под землей; такие духи обычно жестоко мстят тем, кто нарушает их покой; также под землей живет особый христианский народ, не имеющий своего календаря, — рахманы (Булашев 1992, 272). Со значением земли как границы хтонического нижнего мира связана и украинская народная примета о том, что если собака воет, опустив голову к земле, то это предвещает смерть (Слав. древности 1999, 315).

Общим для всех мифопоэтических представлений о земле является убеждение, что она вовсе не бездушна, а наделена чувствами, волей и терпением (ср. самобытную белорусскую легенду "Земля" (перевод наш. — О. П.): "Святая Земелька нас кормит и всякого зверя; носит на своих плечах, никогда не попрекая, без стона, а когда Бог пошлет смерть, то она обнимет…" (Міфалогія 2003, 29)). Признавая землю существом живым и самодействующим (она родит из своей материнской утробы, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясениях, засыпает зимою и пробуждается с возвратом весны), люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели ее кости, в водах — кровь, в древесных корнях — жилы, в травах и растениях — волосы (ср. распространенный в русских сказках мотив, что брошенная героем во время побега от преследователей расческа превращается в лес (Ковтун 2003, 110)).

Как всеобщая кормилица, земля является источником сил и здоровья; она же растит и целебные травы. Славянские жрецы, нашептывая определенные слова, раскатывали пальцами землю, и по встречающимся приметам гадали о будущем. Русские сказки упоминают о старинном обряде: произнося клятву, есть землю, чтобы таким действием еще тверже скрепить нерушимость обета или справедливость даваемого показания. Традиция передачи земли наравне с иконой, крестиком и родительским благословением трактуется исследователями как "почти религиозный обычай" (Миролюбов 1995, 159).

От общего представления о Земле земледельческий славянский этнос переносит свое религиозное почитание на отдельные родовые участки. К ним тяготели общие интересы родичей — даруя им необходимые средства жизни, земля тем самым привязывала их к определенной местности и теснее скрепляла семейный союз. Вот почему слово "земляк" всегда ассоциируется с чем-то родственным и близким.

Примечания

1. Булашев Г. О. Український народ у своїх легендах, релігійних поглядах та віруваннях: Космогонічні українські народні погляди та вірування. — К.: Довіра, 1992. — 416 с.
2. Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы: (Древний период) / Отв. ред. И. И. Ревзин. — М.: Наука, 1965. — 248 с.
3. Иванова А. А. Мать — сыра земля // Русская словесность. — М., 1997. — № 2. — С. 2-6.
4. Ковтун Т. В. Парадигма образів землі в дискурсі російської казки // Літературознавчі студії. — Вип. 5. — К., 2003. — С. 107-112.
5. Миролюбов Ю. П. Русский языческий фольклор: Очерки быта и нравов. — М.: Беловодье, 1995. — 320 с.
6. Міфалогія. Духоуныя вершы / Навук. рэд. А. С. Фядосік. — Мінск: Беларуская навука, 2003. — 471 с.
7. Перцова Н. Н. О ненаписанном романе Хлебникова // Язык как творчество: Сб. статей к 70-летию В. П. Григорьева. — М.: ИРЯ РАН, 1996. — С. 88-104.
8. Рассоха И. Н. Язычество народов Европы. — Харьков: Торсинг, 2002. — 144 с.
9. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1981. — 608 с.
10. Славянские древности: Этнолингв. словарь в 5-ти томах / Под общ. ред. Н. И. Толстого. — Т. 1: А-Г. — М.: Междунар. отношения, 1995. — 584 с.
11. Українські замовляння / Упоряд. М. Н. Москаленко; Авт. передм. М. О. Новикова. — К.: Дніпро, 1993. — 309 с.
12. Федотов Г. П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам / Подгот. текста и коммент. А. Л. Топоркова. — М.: Прогресс, Гнозис, 1991. — 192 с.
13. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Дополнительный том: Пер. с англ. — М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1998. — 464 с.
14. Ященко Т. А. Мифологические основы метафоры обусловленности // Система і структура східнослов'янських мов: Зб. наук. праць. — К.: Знання України, 2004. — С. 267-272.